Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр творческого развития «Старт»
УТВЕРЖДЕНО
На педсовете протокол №____
от__________________2008года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТУРИЗМ»
Предназначена для обучающихся с 9-ти лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Исполнитель:
Педагог дополнительного
образования Картышов В.Г.
Нижегородская область,
Борский район, с.Линда
2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма. Самодеятельный туристический поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Главная задача туристического объединения - удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать как он прекрасен, воспитать любовь к краю, народу, земле.
Конкретные цели кружковцев – летний зачетный некатегорийный поход после первого года занятий и категорийный поход после второго года работы кружка. Важным стимулом для ребят должно стать получение в результате занятий и зачетных походов значка «Юный Турист» и юношеских спортивных разрядов по туризму.
Важнейшей целью кружка является физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умения трудиться, приобретение ребятами необходимых прикладных навыков.
Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма – значит дать им путевку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.
Состав кружка первого года обучения комплектуется из ребят 9-13 лет, второго года обучения – из ребят 12-15 лет. Желательный состав - учащиеся одной параллели или смежных. Например, 6 и 7 классы, 8 и 9 классы.
Предлагаемая в этой программе тематика занятий объединения юных туристов имеет в виду прежде всего ознакомление школьников со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых путешественникам.
Данная программа туристско-краеведческой направленности и является модифицированной, так как разработана на основе программы дополнительного образования детей. Вып.5. Спортивный туризм; Изд-во «Физкультура и спорт» 2006 год.
Участники объединения должны получить разрешение врача на участие в походах. Медицинский осмотр проводится также перед отправлением в летнее многодневное путешествие. Желательно также провести медосмотр после возвращения из путешествия.
На занятиях объединения, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться:
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- фиксировать наблюдения;
- проводить простейшие исследования,
- обрабатывать и коллекционировать собранные материалы,
- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- делать пешие переходы с грузом,
- оказывать первую доврачебную помощь; - ставить палатку, разводить костер,
- готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование. Целью объединения должна быть и подготовка туристских организаторов (инструкторов) для отрядов, помощников в проведении школьных слетов, соревнований по туризму и ориентированию на местности.
Усвоение материала программы и участие в походах и путешествиях позволит школьникам подготовиться и сдать нормы на значки "Юный турист", "Турист России", а также выполнить разрядные, требования. Особое внимание следует уделить выполнению кружковцами норм на значки "Смелые и ловкие" - мальчики и девочки 10-13 лет, "Спортивная смена" - подростки 14-15 лет, "Сила и мужество" - юноши и девушки 16-18 лет. Занятия юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая их часть проводится в форме лекций и бесед".
План занятий построен так, чтобы перед обучащимися всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в школьных и районных слетах, туристских соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности и т. д. Одновременно следует добиваться, чтобы обучащиеся хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящее летнее или зимнее многодневное путешествие. Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как взобраться на откос или преодолеть реку вброд, как развести костер. Поход на несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневным путешествием, а фиксация наблюдений поможет в будущих путешествиях и экспедициях вести содержательные записи для отчета. После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы делают фотомонтаж, другие обрабатывают дневник, некоторые участники занимаются копированием карт будущего похода или составлением писем в пункты маршрута предполагаемого путешествия. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки ребят. Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой, от небольших прогулок - к однодневным походам. Руководитель должен обеспечить условия для безопасного проведения походов, путешествий. С этой целью ему необходимо подробно ознакомиться с "Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ", узнать обо всех особенностях маршрута на местных станциях юных туристов, советах по туризму и экскурсиям, клубах туристов, в музеях; в зимних походах своевременно договориться о ночлеге в сельских школах; строго придерживаться норм переходов, советов по проведению купания; научить участников похода преодолевать препятствия, приемам самоконтроля; уметь оказывать первую доврачебную помощь. Распределять обязанности в каждом походе следует так, чтобы к исполнению их каждый раз привлекались другие участники кружка. Это позволит к началу многодневного путешествия выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов. В первые месяцы занятий проводится собрание родителей, подробно рассказывается им о плане занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов. Для занятий объединения и походов следует пользоваться снаряжением и оборудованием, имеющимся в школе, на станции юных туристов или специально приобретенным для работы. У каждого участника кружка должна быть записная книжка, куда простым карандашом или шариковой ручкой записываются все сведения, услышанные на занятиях (различные нормы, условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов и пр.), заносятся впечатления о походах и экскурсиях.
Форма и режим занятий
Занятия объединения организовываются таким образом: одно трехчасовое теоретическое или практическое занятие в неделю (в помещении) и один-два похода или практических занятия на местности, две экскурсии в месяц. Часть работ (копирование карт для похода, проявление пленок и печатание фотографий, изготовление различных приспособлений, закупка продовольствия) выполняется участниками как на занятиях, так и помимо, как домашнее задание. Многодневное путешествие осуществляется во время летних каникул в соответствии с темой и планом работы. Длительность его зависит от возраста и подготовленности участников, отдаленности района путешествия, материальных затрат и других условий. Практика работы объединений показывает, что после первого года занятий целесообразнее организовать походы и путешествия по своей области.
Туристское летнее путешествие проводится для учащихся VI-VII классов сроком 10-20 дней, для учащихся VIII-IX классов-20-30 дней. Собранные в многодневном путешествии материалы частично обрабатываются сразу по возвращении из похода, а окончательно с началом занятий в школе. Составление коллекций, отчета изготовление иллюстрированной схемы маршрута, оформление дневника, подготовка к вечеру являются заключительным этапом путешествия.
Примерное распределение занятий по периодам. С 10-15 сентября по 1 ноября - 6 занятий в помещении, один однодневный поход, одно практическое занятие на местности, экскурсия; в осенние каникулы - двухдневный поход или загородная экскурсия (по условиям погоды); с 10 ноября по 20-25 декабря - б занятий, одно занятие на местности, экскурсия, двухдневный поход с ночлегом в сельской школе или на турбазе; в зимние каникулы - трехдневный поход или пребывание в зимнем школьном туристском лагере; с 10 января по 20 марта - 10 занятий, двухдневный поход. два занятия на местности, экскурсии или один однодневный поход, участие в соревнованиях; в весенние каникулы - трехдневный поход или загородная экскурсия с элементами краеведческой работы, построенная на принципах самообслуживания; с 1 апреля по 20-25 мая – 6 занятий, двухдневный поход, два занятия на местности, экскурсии или один однодневный поход; летние каникулы - поход на десять и более дней или пребывание в течение смены в школьном туристском лагере.
Таким образом, всего занятий в году - в помещении - 28; на местности или экскурсий – 6 (2); однодневных походов- 1 (3); двухдневных походов - 4; трехдневных походов - 2.
Знания, умения, навыки
I г. обучения
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку по следующим вопросам.
1. История туризма в России.
2. Родной край, его туристские возможности.
3. Виды туризма.
4. Классификация походов по степеням, категориям и видам туризма.
5. Начальная топографическая подготовка (виды карт, масштаб, топографические знаки, начальная работа с картами; определение высоты дерева, кривизна склона, V-реки, расстояние до недоступного предмета).
6. Подготовка к 1-2-3-х дневному походу (списки личного, группового снаряжения, ремонтный набор, костровое хозяйство).
7. Оказание простейшей доврачебной медицинской помощи.
8. Правила охраны природы и исторических памятников.
9. Техника безопасности на мероприятии, при организации бивака, разжигании костра.
10. Питание в походе (хранение продуктов их упаковка, питьевой режим).
11. Нормативы по ОФП для данного возраста.
12. Гигиена туриста.
13. Преодоление естественных препятствий (автомагистрали, ж/д, заболоченные места, неглубокие водные преграды, склоны до 30 градусов)
Обучающийся должен знать и уметь практически выполнять.
1. Читать карту. Определять по карте и на местности по местным предметам, сторонам горизонта, расстояние, азимут.
2. Уметь собрать рюкзак к 1-2-3 дневному походу.
3. Ставить палатку.
4. Разжигать костер.
5. Заполнять дневник похода, делать простые погодные и краеведческие наблюдения.
6. Пользоваться снаряжением для организации бивака.
7. Сушить одежду в походе.
8. Готовить на костре простые блюда.
9. Оказывать простую доврачебную медицинскую помощь.
10. Выполнять нормы ОФП для данного возраста.
11. Уметь вязать 3-5 необходимых узлов (для организации самостраховки и связывания веревок).
12. Производить простой ремонт снаряжения.
13. Уметь пользоваться альпенштоком при самостраховке.
14. Преодолевать естественные препятствия (заболоченный участок, брод, склоны не более 30 градусов, водные преграды).
В конце года занятия поход II-III степени. Выполнение нормативов на
значок "Юный турист России", "Турист России".
Знания, умения, навыки
II г. обучения
Теоретическая подготовка.
1. Нормативы степенных походов.
2. Питание в походе (примерный набор продуктов, и их суточный рацион).
3. Основы работы со специальным снаряжением, т.е. при работе с ним.
4.Техника преодоления естественных препятствий. Техника безопасности на маршруте.
5. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.
6.Топографическая подготовка (набор топографа, работа с топографическими знаками)
7.История туризма в родном крае, городе, туристские возможности для данного виды туризма. Климат.
8.Подготовка к походу III степени, или I категории сложности. Нормативы ОФП для данного возраста.
9.Техника и тактика движения на маршруте.
Практика.
1. Ориентирование на местности с помощью компаса, карты, местных предметов, луны, Солнца и звезд, часов.
2. Движение по легенде.
3. Уметь собрать личное и групповое снаряжение для многодневного похода.
4. Комплектовать ремонтный набор.
5. Готовить пищу на костре.
6. Хранить и упаковывать продукты.
7. Комплектовать аптечку.
8. Оказывать доврачебную медицинскую помощь.
9. Определять погоду по народным приметам.
10. Ремонтировать (средний ремонт) личное и обществ. снаряжение.
11. Владеть основными приемами пользования специальным снаряжением (веревка, карабин, средства передвижения и др.).
12. Уметь вязать 8-10 необходимых узлов.
13. Организовать бивак в любую погоду.
14. Уметь оценить степень опасности несложного естественного препятствия.
15. Выполнять нормы ОФП для данного возраста.
В конце года поход IIIст. категории сложности, выполнение нормативов на "Турист России".
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТУРИЗМ»
(1 год обучения)
№ |
Тематика занятий |
Количество часов |
1. |
Введение |
6 |
2. |
Природа родного края |
20 |
3. |
Подготовка к походу |
22 |
4. |
Безопасность в путешествии |
16 |
5. |
Подведение итогов похода |
6 |
6. |
Ориентирование на местности |
24 |
7. |
Топографическая подготовка |
10 |
8. |
Физическая подготовка |
40 |
9. |
Туристическое снаряжение |
14 |
10. |
Туристский бивак |
16 |
11. |
Медицинская подготовка |
18 |
12. |
Техника пешеходного туризма |
20 |
13. |
Соревнования по туризму |
24 |
14. |
Поход выходного дня |
40 |
|
ИТОГО: |
276 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТУРИЗМ»
(2 год обучения)
№ |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
4 |
2. |
Природа родного края |
10 |
3. |
Подготовка похода |
18 |
4. |
Безопасность в путешествии |
22 |
5. |
Подведение итогов похода |
10 |
6. |
Ориентирование на местности |
20 |
7. |
Топографическая подготовка |
24 |
8. |
Физическая подготовка |
54 |
9. |
Туристическое снаряжение |
10 |
10. |
Туристический бивак |
8 |
11. |
Медицинская подготовка |
15 |
12. |
Техника пешеходного туризма |
16 |
13. |
Соревнования по туризму |
30 |
14. |
Походы выходного дня |
35 |
|
ИТОГО: |
276 |