кукольный театр

Сайт центра детского творчества "Старт"  села Линды городского округа город Бор             

кукольный театр

 

 

Муниципальное  образовательное  учреждение    дополнительного  образования  детей

 центр  детского  творчества  «Старт»

                                       

 

 

 УТВЕРЖДЕНО:

                                                      На  педсовете  протокол  №______

                                                                  от___________________2007 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа объединения

«Кукольный театр» 

 

 

Предназначена  для  детей  с  7 

Срок  реализации  программы –5  лет.

 

 

 

 

                                        

 

Исполнитель:

                                                           педагог дополнительного

                                                                  образования  Козлова  В.Е..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижегородская область

Борский район, с.Линда

 

2007 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

      Издревле  на  Руси  ходили  скоморохи.  Они  пели,  плясали,  показывали  сказки.  Одежда  на  них  была  яркая,  пестрая,  на  голове  шапка  в  виде  колпака.  Позднее  появился  Петрушка – яркий  по  костюму,  весельчак,  кукла – озорник,  веселый,  добрый  и  смешной.  Скоморохи  и  Петрушка  как  бы  являются  собирателями  устного  народного  творчества,  которое  необходимо  для  учебных  целей  и  имеют  определенную  познавательную  ценность,  поэтому  один  из  главных  разделов  устного  народного  творчества  являются  сказки,  которые  отличаются  глубиной  содержания,  высокой  художественностью  произведений,  многообразием  репертуара. 

      Кукольный  театр  носит  название  «Петрушка».  Это  яркая  кукла,  которая  ведет  спектакль.  В  нашем  театре  выступают  куклы,  которые  живут,  радуются,  плачут,  смеются  и  озоруют.  Зритель,  наблюдая  за  куклами,  вместе  с  ними  переживает,  радуется.  Сам  исполнитель  через  игру  куклы  становится  более  эмоциональным,  добрым  отзывчивым.

      Сказки  любят  дети  и  существование  этого  объединения  в  нашей  местности  просто  необходимо.  В  поселке  «Петрушку»  любят,  ждут  выступлений.  Кукла – персонаж  сделан  из  бумаги,  ткани,  дерева.  Эту  куклу  надо  научить  жить  на  сцене,  двигаться,  ходить,  говорить,  смеяться.  Дети  сами  шьют  костюмы,  рисуют  декорации,  изготовляют  бутафорию.

      Огромную  роль  играют  кукольные  театры  на  формирование  ребенка.  Театр  учит  детей  ценить  добро  и  ненавидеть  зло.  Не  только  зритель,  но  и  сам  исполнитель  становится  эмоциональным,  добрым,  отзывчивым.  У  зрителей  появляется  более  осознанная  любовь  к  животным,  стремление  защищать  их,  любить  природу.  А  дети,  любящие  наших  меньших  братьев,  не  способны  на  злобу  и  жестокость. 

      Актуальность  программы:  воспитывать  душевную  доброту,  внимание  к  окружающему,  бережливое  отношение  ко  всему. 

      Педагог  должен  активизировать  свою  работу  так,  чтобы  коллектив  детей  был  дружным,  творческим,  умел  ценить  свою  работу,  был  бережлив  с  куклой,  реквизитом  и  оформлением.  Занимаются  дети  с  7  до  12  лет.  Программа  рассчитана  на  пять  лет.  Занятия  проводятся  в  разной  форме:  урок,  репетиция,  генеральная  репетиция,  выступление.         В  течение  учебного  года  дети  первого  года  обучения  участвуют  в  сказках  в  живом  плане,  при  этом  выявляются  творческие  способности  участников.  Игровые  сказки  «Красная  шапочка»,  «Колобок» - здесь  играют  и  дети  и  куклы – для  ребят  первого  года  обучения.  Концу  первого  года  ребята  играют  сказку  в  куклах  целиком,  например:  «Аленушка  и  лиса».

      Ребята  второго  и  третьего  годов  обучения  играют  в  сказках  посложней:  «Морозко»,  «В  ночь  под  Новый  год»,  «Маша  и  медведь»,  «Бычок - смоляной  бочок»,  «Кот  в  сапогах»,  «Три  поросенка»,  «Арбузная  корочка»,  «Гопка – попрыгун»,  «По  щучьему  велению».               

      Обучение четвертого  и  пятого  годов  обучения направлено  на  достижение  профессионального  кукольного  мастерства.  На  всех  этапах  совершенствуется  кукловождение,  а  также  сценическая  речь.  Главное  средство  обучения – репетиции.  Совершенствование  актера-кукольника – это  многолетний  процесс.  Упражнения,  занятия,  репетиции,  спектакли  и  наконец – смотр.  Смотр – это  наивысший  показатель  достижений  и  успехов  данного  коллектива.

            Обучение  по  данной  программе  создает  благоприятные  условия  для  интеллектуального  и  духовного  воспитания  личности  ребенка,  социально-культурного  и  профессионального  самоопределения,  развития  познавательной  активности  и  творческой  самореализации  учащихся.     

      Программа  составлена  на  основе  возрастных,  психолого-педагогических,  физических  особенностей  детей  школьного  возраста.  Работа  с  детьми  строится  на  взаимном  сотрудничестве,  на  основе  уважительного,  искреннего,  деликатного  и  тактичного  отношения  к  личности  ребенка.  Важный  аспект  в  обучении – индивидуальный  подход,  удовлетворяющий  требования  познавательной  деятельности  школьников.  Так  же  в  работе  с  детьми  уделяется  внимание  к  приобщению  к  миру  искусства. 

 

Структура  занятия.

 

1.Организационная  часть – постановка  цели  занятия  и  проверка  готовности  детей,  выбор  персонажей,  определение  ролей.

2.Основная  часть – репетиция, самостоятельная  работа  и  индивидуальная  помощь.

3. Анализ  (оценка)  работы.

 

Ожидаемый  результат  и  способы  их  проверки.

 

1. Через  сказки  научить  детей  быть  добрыми,  любить  ближнего  своего,  не  обижать  слабых,  вставать  на  защиту  животных.

2. Через  спектакли  знакомить  детей  с  устным  народным  творчеством.

3. Занять  досуг  детей  после  школы  и  во  время  каникул.

4. Самореализация  детей  в  творческой  деятельности.

5.Создание  атмосферы  сотрудничества  и  взаимопонимания.

 

 

      Контроль  знаний,  умений,  навыков  обучающихся  в  кукольном  объединении  осуществляется  в  несколько  этапов.

 

Начальный  контроль

1)педагогом  с  помощью  анкет – позволяют  оценить  первоначальные  знания,  умения,  приемы  кукловождения  и  сценической  речи детей.

2)самоаттестация – «Ступеньки  роста» - позволяет  детям  самостоятельно  оценивать  свой  рост,  рост  своих  знаний  и  умений,  степень  освоения  программы.

Промежуточный  контроль

1)тестовый  контроль – проверка  теоретических  знаний  по  кукольному  мастерству с  использованием  карточек-заданий.

2)фронтальная  и  индивидуальная  беседа.

3)показ  кукольных  этюдов  различной  степени  сложности.

4)игровые  формы  контроля.

      Промежуточный  контроль  предусматривает  участие  в  конкурсах  и    зачетных  занятий  по  кукольному  мастерству  и  сценической  речи  (внутри  объединения,  Центра,  районном  конкурсе  «Талант»)

Итоговый  контроль

Проводится  по  выходу  спектакля,  маленьких  сценок,  концерта,  предусматривает  выполнение  комплексной  творческой  работы.

      

План  воспитательной  работы.

 

Индивидуальная  работа

1.Анкетирование  детей  и  родителей  с  целью  изучения  деятельности  кукольного  мастерства,  развитию  сценической  речи,  т.е. умению  правильно  говорить.

2.Индивидуальная  работа  с  более  способными  детьми.

3.Индивидуальная  работа  с  детьми,  отстающими  в  освоении  программы. 

4.При  изучении  новых  и  сложных  кукольных  действий  привлекаются  наиболее  способные  и  сильные  в  кукловождении  дети.

5.Работа  по  выявлению  детей  из  неблагополучных,  неполных,  малообеспеченных  семей.  Оказать  таким  детям  помощь  при  посещении  занятий.

 

Культурно-массовая  работа

1.Принимать  активное  участие  в  показе  спектаклей  в  детских  садах,  школах,  в  районном  конкурсе  «Талант»

2.Участвовать  в  мероприятиях  проводимых  в  Центре.

3.Посещать  кукольный  театр  ГТК,  ТЮЗ,  оперный  театр,  цирк.

4.Организовать  экскурсии  на  природу.

 

Воспитательная  работа

      С  начала  учебного  года  проводить  мероприятия  воспитательного  характера.

1.Беседы  о  государственной  символике.

2.Беседы  по  профилактике  асоциального  поведения  («Нет  наркотикам»,  «Алкоголь – потеря  личности»,  «Курить – здоровью  вредить»  и  т.д.).

3.Оформление  стендов  по  профилактике  табакокурения,  наркомании,  употребления  алкоголя;  по  здоровому  образу  жизни.

4.Проведение  в  начале  учебного  года  мероприятия:  «День  открытых  дверей».

5.Проведение  в  объединении  тематических  праздников.

 

 

 

 

 

      Формы  подведения  итогов  это  участие  в  районном  конкурсе  «Талант»,  ребята  регулярно  выступают  со  своими  спектаклями  для  детских  садов,  школы,  группы  продленного  дня,  а  также  принимают  участие  в  традиционных  мероприятиях  подросткового  клуба.

 

Задачи  программы:

 

1. Через  сказки  научить  детей  быть  добрыми,  любить  ближнего  своего,  не  обижать  слабых,  вставать  на  защиту  животных.

2. Через  спектакли  знакомить  детей  с  устным  народным  творчеством.

3. Занять  досуг  детей  после  школы  и  во  время  каникул.

4. Самореализация  детей  в  творческой  деятельности.

5.Создание  атмосферы  сотрудничества  и  взаимопонимания.

 

Знания,  умения,  навыки  1-го  года  обучения

 

1.Научить  правильно  надевать  куклу  на  руку.

2.Научить  двигаться  куклой.

3.Научить  куклу  говорить  и  слушать.

4.Способствовать  развитию  артикуляции.

5.Развивать  выразительную  речь.

 

Знания,  умения,  навыки  2-го  года  обучения

 

1.Через  гимнастику  рук,  кукловождение  сделать  руку  более  живой,  движимой.

2.Повысить  уровень  сценической  речи,  эмоционального  чтения.

3.Увеличить  речевой  диапазон.

4.Научить  изготовлению  куклы  из  различных  материалов.

5.Принимать  активное  участие  в  концертах,  постановке  спектаклей.

6. Научиться  изготовлению  реквизита  и  декораций  для  спектаклей

 

Знания,  умения,  навыки  3-го  года  обучения

 

1.Знакомство  с  мастерами  кукольниками.

2.Повысить  уровень  кукловождения.

3.Продолжить  работу  по  сценической  речи.

4.Научиться  изготовливать  реквизит  и  декорации  для  спектаклей.

5.Принимать  активное  участие  в  смотре.

6.Самостоятельно  проводить  режесирование  небольших  сцен  для  одного,  двух  или  трех  персонажей

 

Знания,  умения,  навыки  4-го  года  обучения

 

1.Устное  народное  творчество  и  его  значение.

2.Изготовление  кукол  и  реквизита.

3.Повышать  уровень  кукловождения.

4.Продолжить  работу  по  развитию  сценической  речи.

5.Провести  цикл  бесед  по  искусству.

 

 

Знания,  умения,  навыки  5-го  года  обучения

 

1.Уметь  изготавливать  реквизит  для  спектаклей.

2.Продолжать  повышать  уровень  кукловождения.

3.Проводить  цикл  бесед  по  искусству  и  здоровому  образу  жизни.

4.Принимать  активное  участие  в  смотрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ  ДОД  ЦДТ «Старт»

____________________Н.Л. Талинин

 

 

Учебный план по годам обучения кукольного театра «Петрушка»

 

 

 

Разделы подготовки

1год обучения

2год обучения

3год обучения

 

1

Введение. История развития кукольного  искусства.  Государственная  символика.

       

5

1

 

2

1

 

2

1

 

2

Техника кукольного мастерства

 

90

90

90

3

Техника сценической речи

90

85

90

4

Практическая работа по оформлению спектакля

90

80

80

5

Отчётные спектакли

 

18

13

 

Итого:

276

276

276

 

 

Педагог дополнительного образования __________ Козлова В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»