Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества «Старт»
УТВЕРЖДЕНО:
На педсовете МОУ ДОД ЦДТ «Старт»
Протокол №……..от……………20…г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Настольный теннис»
Предназначена для детей с 9 лет
Срок реализации программы – 3 года
Исполнитель:
педагог дополнительного
образования Латышев С.А.
Нижегородская область,
Борский район, с. Линда
2008 год.
Пояснительная записка.
Настольный теннис – массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Доступная, простая и одновременно азартная, игра постепенно из развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами, сложными игровыми комбинациями, требующий высокой общефизической, специальной физической и психологической подготовки.
Данная программа является модифицированной разработанной на основе программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по настольному теннису; изд. «Советский спорт» Москва 2007г.
Исходя из того, что главной целью Центра является организация содержательного досуга детей и подростков и развитию мотивации личности к творчеству и физическому развитию, и то, что село Линда является небольшим населенным пунктом и здесь работает ДЮСШ по дзюдо, поэтому принципом комплектования групп является не отбор детей, а набор.
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения.
Основные задачи:
· обучение технике и тактике настольного тенниса, подготовка квалифицированных юных спортсменов;
· улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.
· подготовка грамотных инструкторов и судей по настольному теннису.
· воспитывать интерес к занятиям настольным теннисом в повседневной жизни.
Основные направления:
· научить правильному способу держания ракетки и исходным положениям при выполнении различных ударов. Научить базовой технике выполнения ударов, комбинаций и передвижений.
· проводить соревнования и тактические упражнения с использованием пройденных технических элементов.
· совершенствовать скорость и точность реакции теннисистов на внутренние и внешние раздражители.
· повышать интерес обучающих к занятиям по физической подготовке.
· сформировать у детей правильное представление о роли общей физической подготовки для технического совершенствования и здоровья. Ознакомить детей с правилами настольного тенниса.
Подготовка игроков в настольный теннис делится на несколько этапов, которые имеют свои специфические способности:
· Спортивно-оздоровительный этап;
· Этап предварительной подготовки;
· Этап начальной специализации;
· Этап углубленной тренировки.
Главным отличием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. При зачислении дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы. Если обучающиеся не выполняют контрольные нормативы по специальной физической подготовке (сумма баллов «ниже среднего» или «неудовлетворительно»), то они остаются на повторный год обучения. Набор в группы проводится, начиная с 9-10 лет. Основной формой учебно-тренировочных занятий в объединении является урок, соревнование и судейство. Кроме того, обучающиеся должны ежедневно заниматься утренней гимнастикой, принимать водные процедуры. Помимо этого регулярно проводятся тестирования для оценки уровня технической и физической подготовленности, а для выявления уровня спортивного мастерства - контрольные соревнования по настольному теннису.
На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса.
На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Инструкторская и судейская практика.
В течение всего периода педагог готовит себе помощников, привлекая обучающихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:
1.Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях.
2.Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
3.Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
4.Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у товарища по группе.
5.Провести тренировочное занятие в младшей группе под наблюдением педагога.
6.Уметь руководить командой на соревнованиях.
Для получения навыков судьи по спорту каждый обучающийся должен освоить следующие навыки:
1.Уметь составить положение для проведения первенства Центра по настольному теннису.
2.Уметь вести протоколы игр и соревнований.
3.Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи, секретаря, главного судьи.
НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Нормативы специальной физической подготовленности юных теннисистов.
№ п/п |
Тесты |
Возрастные группы |
7-8 лет |
9-10 лет |
11-12 лет |
13-15 лет |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
1 |
Дальность отскока мяча, м |
3,5-4,5 |
1-11 |
4,55-5,55 |
12-32 |
5,6-6,45 |
33-50 |
6,46-7,45 |
51-75 |
2 |
Бег по «восьмерке», с |
43-32,6 |
1-11 |
32,7-27 |
12-32 |
26,7-21 |
32-51 |
20,8-16,2 |
52-75 |
3 |
Бег вокруг стола, с |
34-23,7 |
1-11 |
23,8-20,2 |
12-30 |
20,1-18,2 |
31-50 |
18,1-15,7 |
51-75 |
4 |
Перенос мячей, с |
54-45 |
1-10 |
44,5-35 |
11-30 |
34,8-31 |
31-50 |
30,8-26 |
51-75 |
5 |
Отжимание от стола, раз/мин |
25-35 |
1-11 |
36-45 |
12-30 |
45,5-55 |
31-50 |
55,5-67,5 |
51-75 |
6 |
Подъем в сед из положения лежа, раз/мин |
15-20 |
1-12 |
21-27 |
13-31 |
28-34 |
32-50 |
35-47 |
51-75 |
7 |
Прыжки со скакалкой одинарные за 45 сек. |
65-75 |
1-11 |
76-94 |
13-30 |
95-114 |
31-50 |
115-127 |
51-75 |
8 |
Прыжки со скакалкой двойные за 45 сек. |
25-35 |
1-11 |
36-54 |
12-30 |
55-74 |
31-50 |
75-87 |
51-75 |
9 |
Прыжок в длину с места, см |
103-113 |
1-11 |
114-152 |
12-31 |
154-190 |
32-50 |
191-215 |
51-75 |
10 |
Бег 60 м, с |
13,8-12,0 |
1-10 |
11,9-10,95 |
11-30 |
10,9-10,14 |
31-50 |
10,1-9,14 |
51-75 |
Нормативы специальной физической подготовленности юных теннисисток.
№ п/п |
Тесты |
Возрастные группы |
7-8 лет |
9-10 лет |
11-12 лет |
13-15 лет |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
Результат |
Очки |
1 |
Дальность отскока мяча, м |
3,4-4,4 |
1-11 |
4,55-5,40 |
12-31 |
5,44-6,20 |
32-51 |
6,23-69,2 |
52-75 |
2 |
Бег по «восьмерке», с |
47-37 |
1-11 |
36,7-31 |
12-31 |
30,7-25 |
32-51 |
24,7-17,8 |
52-75 |
3 |
Бег вокруг стола, с |
34-24 |
1-11 |
23,9-22,1 |
12-30 |
22,0-20,1 |
31-50 |
20,0-17,6 |
51-75 |
4 |
Перенос мячей, с |
54-45 |
1-10 |
44,6-37 |
11-30 |
36,8-33 |
31-50 |
32,8-28 |
51-75 |
5 |
Отжимание от стола, раз/мин |
10-20 |
1-11 |
21-30 |
12-30 |
31,5-40 |
31-50 |
40,5-52,5 |
51-75 |
6 |
Подъем в сед из положения лежа, раз/мин |
15-20 |
1-12 |
21-27 |
13-31 |
28-34 |
32-50 |
35-47 |
51-75 |
7 |
Прыжки со скакалкой одинарные за 45 сек. |
65-75 |
1-11 |
76-94 |
12-30 |
95-114 |
31-50 |
115-127 |
51-75 |
8 |
Прыжки со скакалкой двойные за 45 сек. |
25-35 |
1-11 |
36-54 |
12-30 |
55-74 |
31-50 |
75-87 |
51-75 |
9 |
Прыжок в длину с места, см |
106-116 |
1-11 |
117-136 |
12-31 |
137-155 |
32-50 |
156-180 |
51-75 |
10 |
Бег 60 м, с |
14,0-13,1 |
1-10 |
13,0-11,5 |
11-31 |
11,45-10,55 |
32-50 |
10,5-9,9 |
51-75 |
Таблица подсчета очков для оценки специальной физической подготовки (юноши и девушки)
Возраст |
Уровень подготовленности, сумма баллов |
Отлично |
Хорошо |
Подготовлен для перевода |
Ниже среднего |
Неудовлетворительно |
9-10 лет |
275 |
244 |
214 |
168 |
122 |
11-12 лет |
450 |
400 |
350 |
275 |
200 |
13-15 лет |
640 |
562 |
525 |
450 |
375 |
Нормативы по технико-тактической подготовке
Спортивно-оздоровительный этап
Тестирование технической подготовленности
Нормативы по технической подготовленности
№ п/п |
Наименование технического приема |
Количество ударов |
Оценка |
1. |
Набивание мяча ладонной стороной ракетки |
100
80-65 |
Хор.
Удовл. |
2. |
Набивание мяча тыльной стороной ракетки |
100
80-65 |
Хор.
Удовл. |
3. |
Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки |
100
80-65 |
Хор.
Удовл. |
4. |
Игра накатами справа по диагонали |
30 и более
От 20 до 29 |
Хор.
Удовл. |
5. |
Игра накатами слева по диагонали |
30 и более
От 20 до 29 |
Хор.
Удовл. |
6. |
Сочетание наката справа и слева в правый угол стола |
20 и более
От 15 до 19 |
Хор.
Удовл. |
7. |
Выполнение наката справа в правый и левый углы стола |
20 и более
От 15 до 19 |
Хор.
Удовл. |
8. |
Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин) |
8 и менее
От 9 до 12 |
Хор.
Удовл. |
9. |
Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин) |
8 и менее
От 9 до 12 |
Хор.
Удовл. |
10. |
Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток) |
8
6 |
Хор.
Удовл. |
11. |
Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (из 10 попыток) |
9
7 |
Хор.
Удовл. |