Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества «Старт»
УТВЕРЖДЕНО
На педсовете протокол №______
от___________________ 2007 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«БАСКЕТБОЛ»
Предназначена для детей с 10 до 17 лет
Срок реализации программы – 7 лет.
Исполнитель:
педагог дополнительного
образования Рязанова О.Н..
Нижегородская область,
Борский район, с. Линда
2007 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Баскетбол, как и другие виды спортивных игр в учреждении дополнительного образования, используется для физического развития ребят, воспитания у них моральных и волевых качеств. Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у игроков основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.
В спорте представлены практически все виды деятельности детей: познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и др. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение детей в педагогически целесообразном направлении. В ходе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Каким образом? Здесь возможны две связи: опосредственная и непосредственная.
Непосредственная связь заключается в том, что в ходе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Уже простое решение двигательных задач – как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку, и т.д. – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности заключается здесь в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движение становится способом познания и освоения окружающего мира.
Опосредственная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическим упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Занятия спортом зачастую используются как средство снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.
В процессе спортивной деятельности происходит нравственное развитие участников. Оно связано с формированием у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.
В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, дети учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.
Данная программа рассчитана на детей от 10 до 17 лет. Делится по годам обучения. Первые три года - начальная подготовка, затем более углубленная подготовка для учебно-тренировочных групп занимает четыре года обучения. По окончании каждого года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по физической, технической и теоретической подготовке. Программа спортивной направленности.
Программа модифицированная разработана на основе государственной программы предназначенной для детско-юношеских спортивных школ, издательство «Советский спорт», Москва 2004 год.. Исходя из того, что главной целью Центра является организация содержательного досуга детей и подростков и развитию мотивации личности к творчеству и физическому развитию, и то, что с. Линда является небольшим населенным пунктом и здесь работает ДЮСШ по дзюдо, поэтому принципом комплектования групп является не отбор детей, а набор.
Учебный материал данной программы тот же, что и в программе для детско – юношеских школ, но с меньшей учебной нагрузкой.
Главная цель программы – это формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, воспитание потребности быть здоровым, подготовка всесторонне развитых юных баскетболистов и поиск талантливых детей для передачи их в специализированные школы для особо одаренных.
Главная задача программы – укрепление здоровья детей, развитие силы, ловкости, координации, выносливости, а также выполнение спортивного разряда.
Основная форма занятий – урок, соревнование и судейство.
Само занятие, как и урок, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Задача вводной части (10-20 мин.) подготовить обучающихся к сознательному и активному выполнению главных задач тренировки. В основной части тренировки (40-110 мин.) решаются основные задачи, обучение новому материалу, закрепление и совершенствование пройденного. Заключительная часть (3-5 мин.) преследуется цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительное спокойное состояние.
Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.
Каждый обучающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юный баскетболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определяться его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.
На протяжении всего периода обучения в Центре баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных баскетболистов от этапа к этапу следующая:
· постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
· планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
· переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
· увеличить собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
· увеличение объема тренировочных нагрузок;
· повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение основами баскетбола.
Задачи этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Общие задачи учебно-тренировочного процесса.
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
5. Индивидуализация подготовки.
6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
7. Овладение основами тактики командных действий.
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.
Воспитательная работа
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
На протяжении многолетней спортивной подготовки педагог формирует у обучающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
· Личный пример и педагогическое мастерство педагога;
· Высокая организация учебно-тренировочного процесса;
· Атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
· Дружный коллектив;
· Система морального стимулирования;
· Наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
· Торжественный прием вновь поступивших в объединение;
· Проводы выпускников;
· Просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
· Регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
· Проведение тематических праздников;
· Встречи со знаменитыми спортсменами;
· Экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
· Тематические диспуты и беседы;
· Трудовые сборы и субботники;
· Оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе должно отводится соревнованиям. Кроме воспитания у ребят понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работе в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, педагог может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.